воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Другое отношение к фруктам

 Все фрукты для еды я покупаю на рынке в Хайфе. И все, что я скажу ниже, относится только к моему субъективному вкусу и ограниченности выбора. Такое предисловие требуется, чтобы хоть как-то ограничить  дикое разочарование местными фруктами и не распространять их на всё поголовье израильских фруктов (нет, я верю, что где-то там в кибуцах, для себя и для Европы выращивают что-то достойное. но от меня это так же далеко, как ташкентский базар). Вот зря я вспомнила про Ташкент. Зря! Ибо персик дыня, помидор с рынков Ташкента, Андижана, Самарканда  есть восторг и чистое наслаждение, а местные смело можно переводить в разряд овощей. На рынке есть, пожалуй, только один сорт персиков, который слегка напоминает узбекские - они мелкие, плоские  и дорогие. Брать не думая, есть в одиночку, т.е. тайком и под подушкой. Фотографий нет, съедены были шустро. Так что найти достойные косточковые теоретически можно, а практически - то что на фотографиях ниже, я использую как сырье для ликеров, джемов или в качестве гарнира. Например: Из нектарина удалить косточки, порезать ломтиками, обжарить в легкую на сливочном масле, залить ложкой рома и поджечь Или чуть смазать кукурузным маслом и на гриль. Или две-три штуки слив закинуть в пакет к курице и запечь. Или ту же сливу, но ломтиками, прослоить грудку индюшинную, все  пленку и в СВЧ или отварить. Или пирог с персиками к субботнему завтраку. Много чего можно.



Это - плоды опунции. Кушать, вывернув на изнанку, так как колючки никто не отменял, даже на плодах, кактус все таки. Но я не прониклась. Брала для удовлетворения любопытства. Вкус не понравился. И косточек много крупных.


Арбузы Была наслышана о знаменитых израильских арбузах без косточек. Косточек, действительно, почти нет. Вкуса тоже. Даже не сравнивая с астраханскими и средне-азиатскими, ибо не сравнимо, но даже в Уфе я ела арбузы поинтереснее. Тот же "Подмосковный чарльстон". Виноград - аналогично. 


Инжир. Местный инжир - очень достойная вещь! Особенно фиолетовый. особенно с козьими сырами с белой плесенью.


Манго. Еще одна большая удача, особенно в свете европейских санкций. Весь продукт, предназначенный ля экспорта, остался у местного покупателя - и это был чистый кайф!!! Очень вкусно и очень дешево - по 3-4 шекеля в сезон за килограмм. Мы ели, ели и ели! Я предпочитаю некрупные, по моему это сорт такой, но не уверена, у него почти нет волокнистой части возле косточки. К сожалению, манго не помидор, в валенке не доходит и, если он твердый и зеленый, то лучше его и не брать, одно расстройство будет, это вам не авокадо.


Бананы. Только в сентябре, наконец-то, я увидела в продаже бананы, какими они и должны быть, если созрели, а не дозрели в коробке. А то полгода я пребывала в недоумении - "А где бананы-то?" Плантации - вот, по дороге от Хайфы до Хадеры с двух сторон, а банан нет, то черно-коричнеое недоразумение назвать бананом у меня лично язык не повернется. Я еще помню настоящие китайские бананы моего детства, что привозили в Иркутск в плетеных корзинках с крышкой, и было это волшебно. Нынешние израильские тоже очень и очень хороши - аромат выраженный, вкус очень гармоничный, только дорогие, заразы. В Уфе-то эквадорские были по 40 рублей, а здешние по 7 шекелей, отдай и не греши. А у меня дите без банана творог есть не станет, так что беру, куда деваться.


А это моя любовь со второго укуса - личи. Именно такие они и должны быть - темно-розовые, без малейшего намека на коричневые пятна. Коричневые - это испорченные личи, сгнившие. Куча всяких полезностей. Пока был сезон, ела со всем и вместо всего.


Еще одна моя страсть - гранаты. Люблю настолько, что имею специальную одежду - для поедания граната. Пятна от него не отстирываются, а ем я их взахлеб. Самые вкусные для меня - это светлые сорта, они сладкие и без кислоты. Но для меня любой гранат - это удовольствие.


А это - гуайява (псидиум). Она мне категорически не нравится, но я все равно, с упорством, достойным лучшего применения, продолжаю ее покупать и есть. Та же история у меня была с овсянкой и фенхелем. Правда, от поедания фенхеля я уже стала получать удовольствие, но фенхель на запах-то мне нравился всегда, чего нельзя сказать про вкус. Это же фруктина смердит на всю квартиру какой-то чудовищной смесью мускуса и кислых цитрусов. Ставить в холодильник ее нельзя, меня от запаха выворачивает, стоит только открыть дверцу. Храню запечатанным в контейнере на техническом балконе и ведь все равно, стоит только открыть и достать хоть 1 штуку, это будет немедленно известно в любой точке квартиры. Вкус тоже -  я так боролась с овсянкой - отключить обоняние/осязание, взять книжку позатейливее и вперед. И пока все ломтики не съела, на вкусе не заострять внимание. Зачем так мучиться - не понятно, но видимо что-то такое там есть, раз организм настойчиво требует. Правда, родные-и-близкие бессовестно хихикают и вспоминают листья жамалистового дерева и судьбу несчастного Лосяша ("Запретный плод. Смешарики")


13 комментариев:

  1. Всё так, и с овощами примерно так же. Но маленькое замечание: бананы, дозревшие до желтизны на дереве, будут ватные и через час коричневые. И даже абсолютно зеленые могут долежать до спелости и сладости.
    Арбузы тоже бывают прекрасные - сладкие, сочные - но это можно только по разрезанному понять, там такие крупочки рыхлые..
    Гуайяву проще держать открытой, тогда запах скоро перестаешь замечать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про бананы- всё так, я же из страны, куда бананы привозят исключительно зелеными - и ничего, доходят. Но разница в аромате - существенная, а для меня это очень важно. Резанные арбузы я брать боюсь, медобразование сказывается, учебник инфекционных болезней стоит перед глазами как будто вчера открытый. Но приятно знать, что такие бывают
      С гуайвой номер не пройдет - пробовала. Полчаса - и мигрень, я уже и химсостав ее смотрела, мозги морщила - чтож за холера такая, что мне ее так хочется. Прямо - мыши и кактус, мой личный фруктовый героин :).

      Удалить
  2. Интересно, почему вообще у вас под постом две формы добавления комментариев?
    Вот сейчас я во второй пишу, удвоится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это какой-то баг, связанный с данным оформлением. Как только наладят мой ноут, я сменю дизайн и надеюсь, ошибка уйдет.

      Удалить
  3. Встречаются сладкие арбузы и дыни, отличные сливы, божественный виноград и даже вкусные помидоры (последние - крайне редко). Да, еще хурма нам нравится. В Ташкенте, правда, не жили :). И вы правы в том, что понять со стороны, вкусен сей фрукт или не очень, практически невозможно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. jean. конечно встречаются. Но это не то, что приходишь на рынок и уверенно берешь :). Хурма мне тоже нравится, но пока еще рановато, на мой взгляд. И вот вы совершенно правы насчет критериев отбора, те, что сформированы у меня из дома, когда- если красивый - спелый. ядренный, то и на вкус такой же - здесь совершенно не работают.

      Удалить
    2. Я, когда покупаю фрукты типа нектаринов, сливы, абрикосов и манго, всегда их щупаю. Твердые брать смысла нет. Весной была очень вкусная черешня, которой я объедалась. Попадались неплохие абрикосы и вкусные нектарины. И один раз даже персики. Арбузы покупали за лето раза четыре (надо брать большие, обычно они сладкие), три из них были вкусные. Вот дыню у меня редко получается выбрать. Гранаты тоже обожаю - вчера слопала один большой гранат за пять минут. А вот выбор яблок меня удручает :( Бананы вкусные появились недавно, а летом у них не сезон. Цитрусовые уже начинаются.
      Гуайаву пробовала один раз (семь лет назад) - от запаха меня тошнит, вкус не помню, но не понравился.
      В общем на тему фруктов и овощей я могу долго писать, так как их очень люблю. Покупаем в основном на рынке (БШ) и кое-что в ближайшем маколете.
      А выбирать учишься методом проб и ошибок. Я на рынке стараюсь пробовать всё, что можно.

      Удалить
    3. Дыню надо выбирать по запаху :).

      Удалить
    4. Chelsea, а вы пишите-пишите, я вас с большим удовольствием почитаю. Я на рынке пробовать не могу, это мой генетический код, наследие страны исхода. Мой дед, отсидевший в Восточно-Сибирской области по 58 и вышедший. по тому как срочно понадобились солдаты в 41-м, был уверен, что выжил только по тому, что был брезглив и чужие тарелки не зализывал. Вранье, конечно. Выжил, потому что планида так упала. Все понимаю, но гипертрофированная брегливость вбита в меня с детства.Должны же у меня быть недостатки :). Зато я нюхаю все подряд :). За абрикосы и нектарины я вам прямо завидую! Хоть бросай все и езжай в БШ. Про яблоки мне вспомнилась тирада одного моего друга: "Этож как надо любить родину, чтоб в Израиле есть яблоки!!!" Я их больше нюхать люблю: выложишь под кроватью на даче на газетку килограмм так 100 и через 3 дня аромат - как в раю, как мама поцеловала. Но и вас понять могу, грустно, когда с некоторыми продуктами приходится расставаться надолго или навсегда.

      Удалить
    5. jean, увы, по запаху не получится. Пока дыню не попробуешь, не узнаешь - какая она. В Хайфе продают, в основном, сорта, выведенные из западно-европейской (американской) дыни и канталупы. Это понятно, они не болючие, лежкие и траспортабельные. Очень сильный аромат, особенно, у канталуп. Заметьте, я говорю о вызревших экземплярах. И сейчас я даже напишу святотатство, но эти дыни таки имеют свой замечательный вкус. Шикарно подходят к сырам, вяленому мясу типа прошутто и коньякам. (Фруктовые салаты не ем, но туда они тоже идут великолепно).
      А святотатством это звучит для тех, кто ел или хотя бы слышал стоны, обильное сглатывание слюны и причмокивания от евших среднеазиатские сортотипы дынь, как Бухарка, Бос-валды, Кокча, Гурвак или Шакар. И если, ттт конечно, я при них скажу доброе слово о канталупе - буду побита... а чем под руку попадется, тем и буду - камень-камнем, шандал - шандалом.

      Удалить
    6. На счет дыни полностью согласна. Не знала про сорта, но то, что их нельзя сравнить со среднеазиатскими, это точно.
      Пробовать на рынке - это наверное тоже мой генетический код :) Бабушка всегда всё пробует и мама, так что у меня это от них. А так я вообще тоже довольно брезгливая.
      Забыла написать про клубнику - в этом году она была очень вкусная. Мы её и так ели, и варенье я варила.

      Удалить