пятница, 14 марта 2014 г.

Россия vs Израиль. Часть ב.

Продолжу про финансы. В Израиле повсеместно встречается такой зверь, как чековая книжка. В России она тоже встречается,  среди физических лиц хождения не имеет, я имела с нею дело в России, но не часто: у меня была небольшая фирмочка с очень скромным товарооборотом. Однако я вынесла стойкое убеждение, что российская чековая книжка - не френдли. Но  когда я  увидела израильскую чековую книжку, то немедленно вспомнила Агату Кристи и ее "Объявлено убийство" -

Мисс Марпл подошла к сути дела неожиданно кратко.
   — Чек, — сказала она. — Он его переправил.
   — Он?
   — Молодой человек, сидевший за той конторкой, он вроде бы инсценировал налет и застрелился.
   — Вы говорите, он подделал чек?
   — Да, вот посмотрите. — Она вытащила его из сумки и положила на стол. — Сегодня утром его вместе с остальными прислали из банка. Можете убедиться сами, было семь фунтов, а он сделал семнадцать. Поставил единичку и дописал «надцать». А чтобы было не подкопаться, поставил высокохудожественную кляксочку и запачкал все слово. Мастерская работа. Думаю, у него была достаточная практика. И чернила те же самые, потому что я выписывала чек прямо за конторкой. Должно быть, он частенько проделывал это и раньше, как вы считаете?
   — Но на этот раз не на того нарвался, — заметил сэр Генри.

   Мисс Марпл кивнула.

Ну вы уже поняли, что израильская чековая книжка для меня - это сплошное мимими. Правда, высот в пользовании ею я еще не достигла - употребляли ее только один раз - когда расписывали чеки за аренду квартиры на год. Арендатор раз в квартал предъявляет чеки к оплате и указанную в них сумму списывают со счета. Очень удобно. 

И еще одно замечание о кредитной составляющей Израиля - большинство разговоров в этой стране по пелефону (мобильному телефону) ведется в кредит. Из этого постулата вытекает пренеприятнейшее следствие - вы не можете купить и активировать симку за наличку. Нет, конечно, что-то дебетовое есть (например, симка, которую вам вручат в аэропорту), но там драконовские тарифы. Рядовой израильтянин не понимает, что бывают в российской действительности пиковые ситуации, когда вам срочно надо позвонить, а милый голос в трубке сообщает, что ваш финансовый минус не позволяет выйти в эфир, и тогда есть три два варианта: забить, звонок другу за его счет или немедленные поиски автомата /интернета для пополнения счета. Зато россиянам не понять ужас в глазах израильских родителей при известии об утрате телефона деточкой. Просто они уже представляют счета, которые могут получить и которые им придется оплачивать пока номер не был заблокирован. 

2. Напишу по-мелочи. В России фамилия важнее имени. Ты - никто, общественность - все. Официальное обращение может содержать только фамилию: "Пупкина, пройдите в участок". Уважительное обращение содержит аж 2 лишних степени иерархии - еще ваше имя, имя вашего отца плюс уважительное обращение на вы. Уважительное, но не официальное обращение, может содержать только имя вашего отца. В Израиле вас будут называть преимущественно по имени - везде - в больнице, в министерстве, в банке - имя и всё. 
Алфавит пишется справа налево. Из этого следует, что
- книжки читаются, тетради заполняются с конца, которое в Израиле считается началом. Я наконец-то, совершенно спокойно могу листать все журналы с конца, то есть с начала. Ура! 
- если вы купили билеты на междугородний автобус с местами, которые по случайности не обозначены, помните, что считают здесь не так как вы привыкли, а справа налево.
- учительница  будет опрашивать учеников по порядку, то есть начиная с задней парты вперед и справа налево.
Продолжение следует.

6 комментариев:

  1. Вы привыкнете со временем. И к листанию журнала "с конца", и к чтению на иврите.
    Что же касается разговоров в кредит по мобильному телефону, то здесь тоже все очень прогнозируемо. Вы можете сделать программу за фиксируемую сумму и, соответственно, разговаривать очень за дешево. Например, у меня 012, я плачу 59 шек в месяц (1000 сообщений, очень много звонков - не помню, сколько) - еще ни разу не переходила эту сумму. Есть еще Голантелеком, там еще дешевле. Для чего вам нужно бежать в магазин, покупать карточку, вводить ее ...??? Вам просто непривычно после России. Кстати, в прошлом году я впервые была в России за 22 года и поинтересовалась (для мамы) на сколько платежей можно купить стиральную машину, так на меня посмотрели как на дуру.. а я всего-то карточкой заплатить хотела, ан нет, не принимают(((...нет ресурсов.
    Чеками лично я пользуясь крайне редко. Процедура обналичивания чека стоит денег, кредитная карточка тоже стоит, но если я все равно за нее плачу, так уж пусть хоть скидки определенные получаю из отдельных магазинов или с заправок машины.
    Вам нужно почитать хорошо в инете, какую программу можно сделать в банке, чтобы не переплачиваешь за банковские операции.
    Вы все узнаете со временем, если есть вопросы - спрашивайте. Я очень мало знаю, как можно заплатить рублями (или снять через каспомат в Израиле), но тут много олимов, которые приехали 2-3 года назад и вам расскажут все подробно.
    И пусть у вас все сложится хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Pampushka, конечно, привыкну, затем и пишу, чтобы сохранить то, что кажется непохожим, а потом будет казаться, что всегда именно так и было. Программа у меня 012, платили около 20 шекелей в месяц :). А зачем бегают в магазин и покупают карточку? Здесь так оплачивают дебет-звонки? По поводу стиралки смешно, но вы просто неправильно спросили. По факту купить стиралку в рассрочку можно сплошь и рядом, проценты очень небольшие - меньше инфляции. Все, что вам нужно было - это выразить желание купить ее в кредит, вам бы выдали кредитку на стиралку :) (я понимаю, что для израильского уха - это дико) минут за 15-20. Израильские кредитки не примут, ну так израильские магазины бытовой техники наши российские карты не принимают тоже, хотя там хватает средств на полную оплату. За предложение помощи - спасибо. Вообще, мне везет в Израиле на доброжелательность и участие.

      Удалить
  2. Насчет имен и фамилий - тонко подмечено! Вот честно, никогда не задумывалась.
    Междугородный автобус с местами не видела ни разу )) так же как и поезд )). Хотя катаюсь по стране регулярно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. jean, вы же долго живете в стране, уже привыкли, а я все еще остро реагирую на то, как не там :). Билеты на междугородний автобус - ТА - Эйлат, Эйлат - Хайфа брали только с указанием мест и посадка на станциях тоже была строго по местам. Я хотела с ребенком пересесть ближе, но меня согнали в хвост, билеты попались крайне неудачные :(. Поезд - да, с местами не видела.

      Удалить
    2. Я недолго живу - меньше 5 лет))). В Эйлате не были до сих пор - потому и не знаем )).

      Удалить
    3. Предупрежден - значит вооружен :-). А я очень люблю Эйлат, особенно вот это сочетание пустыни и моря меня завораживает.

      Удалить